ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Каникулы с финансовой грамотностью
—Визуализация_ДО В РОО Мероприятий (Каникулы с финграмотностью)
—Презентация Каникулы с ФГ НИФИ
Учащиеся и учителя Морачевской школы приняли участие в весенней сессии онлайн-уроков по финансовой грамотности. После совместного просмотра урока «С деньгами на «ТЫ» или Зачем быть финансово грамотным» учителя обсудили возможности данного проекта в формировании функциональной грамотности учащихся (модуль «финансовая грамотность»).
|
|
С 1 сентября преподавание финансовой грамотности станет обязательным во всех школах Брянской области. Преподавание финансовой грамотности с 1 по 9 класс закреплено в разработанных при участии Банка России обновленных федеральных государственных образовательных стандартах. В начальной школе её элементы появятся в таких предметах, как «Математика» и «Окружающий мир», а для учеников 5–9 классов — в предметах «Обществознание», «Математика», «География» и «Информатика». Уроки с элементами финансовой грамотности подготовят учеников к жизни в современном мире, дети освоят самые необходимые навыки для решения финансовых вопросов. Когда и чему будут учить детей – читайте в карточках Банка России.
На сайте «Финансовая культура» запущена развивающая мобильная игра, способствующая формированию основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет дошкольных образовательных организаций по мотивам мультипликационного сериала «Три кота».Если возможно, то сделать репост детсадам на своих страницах в соцсетях https://vk.com/wall-152068234_3334
|
|
|
|
|
|
|
|
Партнеры Недель финансовой грамотности:
VK; Сбербанк;ГК «Рики» («Смешарики»);федеральные методические центры по финансовой грамотности на базе ВШЭ, МГУ им. Ломоносова, РАНХиГС, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Финансового университета;ГК «Просвещение».
1.Приказ о работе по функциональной грамотности
2.Региональный план Функциональная грамотность
3.Приказ по функциональной гр. отдела образования администрации Жирятинского района
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-научная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность | совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Банки заданий по функциональной грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Электронный банк заданий по финансовой грамотности
Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
Банк заданий по функциональной грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
Примеры тестовых заданий международного исследования PISA
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)
Тест «Цифровые компетенции педагога»
Методические материалы по функциональной грамотности
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ СОЗДАНА РАМКА КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Единая рамка компетенций утверждена Министерством финансов России и Банком России на заседании Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. Документ является одним из ключевых методологических инструментов Стратегии повышения финансовой грамотности. Он разъясняет, какие конкретные знания, навыки, личностные характеристики и установки приобретает человек, а также позволяет ответить на вопросы: какие темы относятся к финансовой грамотности, а какие – нет; кто такой финансово грамотный гражданин; на что должны быть направлены мероприятия по финансовой грамотности.
Кроме того, рамка помогает тем, кто создает образовательный и просветительский контент, решать задачи вне зависимости от формата мероприятия или типа образовательного продукта – это могут быть и региональные программы, и онлайн-курсы, и мультфильмы, и сериалы, а также ролики, учебники и иные продукты.
В работе над рамкой компетенций участвовали все ведомства – участники Стратегии повышения финансовой грамотности. По сравнению с предыдущей версией документа рамка была адаптирована к существующим реалиям. Например, появились два важных новых раздела: по кибербезопасности и инициативному бюджетированию.
Обновленный документ включает в себя четыре предметных области финансовой грамотности: деньги и операции с ними, планирование и управление финансами, риск и доходность, финансовая среда. Для каждой области выделены основные содержательные темы – несколько вариативных и две неизменных: финансовая безопасность и цифровая среда. Внутри каждой темы описаны конкретные образовательные результаты, формирующие компетенции по финансовой грамотности.
«В 2021 году мы смогли объединить усилия наших методических центров, всего нашего экспертного сообщества и сформировать единую рамку компетенций, – подчеркнул заместитель министра финансов Российской Федерации Михаил Котюков. – В интернете много разных материалов, которые претендуют на статус образовательных в сфере финансовой грамотности. Но сегодня мы четко определили тот стандарт, которому должны следовать, и сейчас под этот стандарт будем адаптировать все наши учебные и методические материалы».
Заместитель министра просвещения Российской Федерации Анастасия Зырянова отметила, что в рамке компетенций вводятся содержательные блоки, которые раскрывают содержание финансовой грамотности, выделяют ее базовый и продвинутый уровни. «Используемый набор содержательных блоков отражает подход, который применяется в международном исследовании PISA. Почему для нас это очень важно? Президентом поставлена задача по вхождению системы образования России в десятку лучших в мире. Она определяется средневзвешенным местом, которое занимает страна в трех международных сравнительных исследованиях. Речь идет о PIRLS – это исследование в начальной школе, здесь мы лидеры в мире; об исследовании TIMSS, которое оценивает знание математики и естествознания в 5-7 классах, здесь мы тоже входим в десятку; а вот согласно PISA, исследованию среди 15-летних школьников, мы, к сожалению, отстаем. Оно показывает, как дети готовы применять на практике знания из разных предметов. Поэтому мы сейчас активно развиваем функциональную грамотность в целом. Мы говорим, что знания, которые получают школьники, – это, в первую очередь, знания для жизни. Поэтому, что касается финансовой грамотности, здесь мы движемся в одном направлении», – добавила заместитель министра просвещения.
«Рамка создана для практического использования: направлять, ориентировать, позволять разным ведомствам работать в едином пространстве и на один очевидный результат, давать четкое определение, каким должен быть итог наших усилий, – говорит один из авторов документа, заместитель декана экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Трухачев. –Реструктуризировали рамку и с учетом мирового опыта, обобщаемого ОЭСР. Доработки значительно улучшили восприятие документа, сделали его проще, при этом современнее и понятнее для практической работы».
Рамка компетенций помогает определить конкретные цели работы по повышению финансовой культуры, формированию принципов финансово здорового образа жизни. Она была высоко оценена экспертами Министерства просвещения России, прошла экспертизу в Институте стратегии развития образования Российской академии образования и полностью готова к практическому применению.